Учебные аудитории

Переоценить роль наглядной визуальной информации в учебном процессе невозможно. Поэтому результативность обучения всегда существенно выше там, где используется современное проекционное оборудование, которое помогает учащимся, студентам, сотрудникам фирм, проходящим курсы обучения и повышения квалификации, гораздо лучше и эффективнее усваивать учебный материал, легко воспринимать значительные объемы разнородной информации.

Во время учебных занятий обычно возникает потребность в демонстрации самой разнообразной визуальной информации. Это могут быть учебные и научно-популярные видеофильмы, слайды, демонстрация схем, графиков, таблиц, показ различных материалов - текстов и иллюстраций - из книг, брошюр, журналов. Особое место в современном образовании занимают компьютеры, поэтому вывод изображения с компьютера на большой экран может понадобиться и при обучению пользователей новым программным продуктам, и для демонстрации интернет-страниц, и для показа специально подготовленной компьютерной презентации. Исходя из такого широкого круга задач, при проектировании учебных аудитории необходимо предусмотреть целый комплекс технических средств и оборудования.

В процессе обучения лектору приходится демонстрировать аудитории информацию с самых разнообразных источников: видеоматериалы, компьютерные данные, слайды, прозрачные пленки, печатные оригиналы. Во многих случаях может потребоваться и звуковое сопровождение, например, при демонстрации обучающих видеофильмов. Кроме того, все входящие в комплекс устройства необходимо соединить в единую, легко управляемую систему.

В состав оборудования многофункциональной учебной аудитории входит:

- проекционная система на базе проектора и экрана/интерактивной доски;

- документ-камеры;

- система озвучивания;

- комплект коммутирующих устройств;

- источников сигнала (DVD-проигрыватель, видеомагнитофон и др.);

- доска для письма мелом/фломастером;

- флип-чарт.

На большой экран аудитории может выводиться компьютерная информация (например, текст, графики, изображения, таблицы) и видеоматериалы (например, учебные фильмы или видеоролики). Вывод изображений на экран от разных источников может осуществляться поочередно либо одновременно (в режиме "картинка в картинке"). Преподаватель имеет возможность работать в сети Интернет, не покидая своего места у доски. Все необходимые действия могут быть им выполнены непосредственно с интерактивной доски либо с помощью дистанционного управления. Полученные из сети Интернет материалы могут быть мгновенно отображены на экране и использованы в подготовке учебных программ либо заданий.

Документ-камера позволяет выводить на экран материалы с прозрачных и непрозрачных носителей, а также изображения объемных предметов с возможностью их увеличения. Для заметок и кратких пояснений в оперативном режиме используются доски для письма мелом/фломастером или флип-чарты. Для воспроизведения видеоматериалов либо фотоматериалов к мультимедиа-проектору может подключаться видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, видеокамера или цифровой фотоаппарат.

Особое внимание уделяется системе озвучивания аудитории. Для усиления голоса преподавателя используются проводные и беспроводные микрофоны. Также возможно использование гарнитуры - компактного, петличного либо закрепляемого на специальном оголовье микрофона, избавляющего лектора от необходимости постоянно держать микрофон в руках. Количество потолочных или настенных громкоговорителей рассчитывается исходя из размеров и пропорций помещения, что позволяет создать равномерное звуковое покрытие с хорошим уровнем разборчивости речи и качеством воспроизведения звука в любой точке аудитории. Балансировка уровня звучания и тембр-коррекция осуществляются с помощью микширующего усилителя или, если это необходимо, профессионального микшерного пульта. Возможна аудиозапись лекции и воспроизведение аудио информации с помощью CD-рекордера.

Контрольный монитор, системный блок и встраиваемый интерфейс для подключения внешних устройств (ноутбука преподавателя, документ-камеры и.т.п.) монтируются в столе преподавателя или в трибуне на подиуме аудитории. Источники сигналов, микшерный пульт, усилители мощности и коммутатор сигналов устанавливаются в запираемой стойке, рядом со столом преподавателя. Конструкция стола и стойки препятствует несанкционированному доступу к оборудованию.

Создать комфортные условия для обучения поможет система зашторивания с электроприводом. Непосредственно с рабочего места преподаватель имеет возможность управлять освещением в аудитории, привести в рабочее положение моторизованный экран и опустить автоматические жалюзи на окнах. Управление всем активным оборудованием мультимедийной аудитории осуществляется с помощью чувствительной к нажатию сенсорной ЖК-панели.

Сфера образования очень разнообразна. Не существует единого, "типового" учебного класса. В каждой конкретной ситуации необходимо четко определить круг решаемых задач и потребностей, которые связаны в первую очередь с тем кругом учебных дисциплин и предметов, которые преподаются в конкретной аудитории. Поэтому чрезвычайно важно на самых начальных этапах осуществления проекта - в момент предпроектного консультирования - максимально четко сформулировать требования к учебной аудитории "под ключ". Только в этом случае можно быть уверенным в стопроцентной отдаче от вложенных в проект средств.